История спорного убытка страховой компании "Сибирь"
Деньги,
9 ноября 2002 г.
Страховка по-сибирски 1489 просмотров
То, что страхование автогражданской ответственности штука полезная, вам скажет любой автовладелец. А тех, у кого новая иномарка, не надо уговаривать страховаться от угона и ущерба. Только вот убедить страховую компанию выплатить компенсацию клиенту, если она по той или иной причине не хочет этого делать, бывает очень непросто. О борьбе за свои права со страховой компанией "Сибирь" рассказывает наш читатель, предприниматель Илья Арямкин.
Свой Mitsubishi Pajero Pinin я застраховал в сентябре прошлого года, не покидая автосалона. Страховаться в "Сибири" не хотелось, но мой предыдущий автомобиль был на обслуживании именно там, срок договора еще не истек, а от страховки оставалась небольшая сумма. Агент, к которому я обратился, чтобы узнать, как быть с остатком, убедил меня не переводить деньги в другую компанию и продолжить "сотрудничество". Все-таки с 1999 года претензий к "Сибири" у меня не было, а по единственному страховому случаю (разбили стекло и вытащили магнитолу) компания все выплатила. Я застраховался сразу по двум рискам: угон-ущерб и ГО. Автомобиль новый и дорогой, поэтому страховой взнос тоже вышел немаленький — $2,5 тыс. При этом лимит ответственности по ГО я выбрал в размере $25 тыс., а самостоятельный выбор сервиса был учтен в виде повышающего коэффициента — 20% от суммы полиса. Вечером 9 апреля мы с женой ехали по Ильинскому шоссе. Перед Рублево-Успенским шоссе образовалась огромная пробка — Рублевка была перекрыта. До перекрестка оставалось 150 м, пробка была абсолютно глухая, и когда еще трассу откроют для проезда... В общем я решил развернуться, благо встречная была пуста. Проезжая часть в этом месте достаточно узкая, и разворот пришлось выполнять в несколько приемов. Когда машина оказалась поперек дороги, в нее на приличной скорости влетел Mitsubishi Lancer Evolution. Надо заметить, что эта машина за шесть секунд разгоняется до 100 км/ч, и, видимо, в поворот она уже входила под 100. "Слава богу, что застрахован", — подумал я тогда. Удар был сильным, но пришелся в основном в колесо, и правый борт был покорежен не сильно. Рядом со врезавшимся в меня автомобилем притормозил BMW, на котором, как выяснилось позже, ехала группа охраны. Я еще ничего не успел предпринять, а три омоновца с автоматами уже подошли к моей машине. Они кричали, чтобы я немедленно открыл дверь и вышел для разбирательства наружу, иначе они сломают стекло. Естественно, для меня и моей жены это был настоящий шок и я счел за благо заблокировать дверь. Пост ДПС находился в прямой видимости от места аварии, и гаишники наверняка не только видели, но и слышали, как все происходило. Я по мобильному телефону связался со страховой компанией. На сервисной карте, выданной мне вместе с полисом в "Сибири", значился телефон, и я решил проконсультироваться с юристом. Он внимательно выслушал мои объяснения, но приехать отказался, сославшись на то, что моя вина в ДТП очевидна. Через несколько минут прибыли гаишники, и я вышел из машины. Все дальнейшие переговоры проходили в мирном русле. Спортивный автомобиль оказался собственностью компании "Алмед". Человеку, сидевшему за рулем, я сразу сообщил, что полностью застрахован. Мы обменялись телефонами и после составления протокола о ДТП разъехались. Вернее, я уехал, а Lancer увез эвакуатор. На следующий день я подъехал в страховую компанию и написал заявление о страховом случае. Там завели два дела: одно по риску "ущерб", другое — по гражданской ответственности. Затем моя машина была осмотрена соответствующими специалистами компании. Не дожидаясь, что решат на группе разбора сотрудники ГАИ, менеджер отдела выплат Максим Тихомиров заверил меня, что в течение пяти дней ее отправят в ремонт. Через пять дней я сделал звонок в "Сибирь" — вежливый молодой человек попросил меня перезвонить через день. В следующий раз все повторилось, потом еще... и так в течение двух недель. Мои худшие опасения подтвердились, когда я поговорил со страховым агентом. А также с менеджером Тихомировым, который в один из моих визитов в СК пренебрежительным тоном сообщил мне об отказе в страховом возмещении. "По автогражданке вам тоже рассчитывать не на что", — заявил он мне. Тем временем независимый эксперт провел осмотр пострадавшего Lancer. Сумма восстановительного ремонта составила 531,4 тыс. руб. плюс услуги эвакуатора — 20,7 тыс. руб. С этими цифрами я после майских праздников опять приехал в "Сибирь". На этот раз мне необходимо было передать документы в службу проверки результатов независимой экспертизы. В поисках нужного мне специалиста технического отдела я последовательно обходил комнаты. В одной из них поинтересовались, что у меня за дело. И, видимо, приняв за представителя второй стороны, заявили (это был начальник юридического департамента Морозов): "Чего вы тут ходите, платить все равно не будем, он же через сплошную разворачивался". А в конце мая от страховой компании "Сибирь" пришло письмо с отказом, датированное 23 апреля 2002 года. В письме говорилось, что страховой случай наступил вследствие умысла, направленного на нарушение ПДД. Проконсультировавшись с юристами, я отправил письмо на имя президента "Сибири" Максима Крутько, в котором просил принять во внимание, что имевший место умысел был направлен именно на нарушение ПДД, но никак не на причинение вреда застрахованному имуществу, и просил повторно рассмотреть мое дело. Письмо осталось без внимания, как, впрочем, и мои многочисленные попытки поговорить с кем-либо из руководства компании по телефону. Все это время представитель компании "Алмед" примерно раз в неделю названивал мне с неизменным вопросом "Как дела?". Каждый раз я говорил, что платить не буду, что за все заплатит "Сибирь". И вот в конце июня в "Алмед" приходит письмо с отказом в выплате, где в качестве довода фигурирует все тот же "умысел". Я оказался в безвыходной ситуации... В общем, мне пришлось возместить второй стороне всю сумму ущерба из собственного кармана — $18 тыс. Передача прав требований к СК была соответствующим образом оформлена. Я решил, что так просто с "Сибирью" не расстанусь. И найду хороших адвокатов, специализирующихся на страховании. Заодно я выяснил, что отказывать на основании статьи 963 ГК РФ мне просто не имели права. А умысел мог бы иметь место, если бы вместо моей годовалой машины на месте аварии оказался десятилетний "Мерседес": он хоть и старый, но запчасти так же дороги, как для нового. Поиски заняли почти месяц. Наконец один из признанных корифеев в этой области усмотрел в деле судебную перспективу и согласился представлять в суде мои интересы. Перед тем как подать исковое заявление, мне пришлось повторно провести экспертизу ущерба, причиненного моему автомобилю. Он составил $4,5 тыс. Напоследок я по электронной почте отправил в "Сибирь" еще одно письмо, в котором изложил собственную оценку методов ее работы. Знаете, что мне ответил господин Крутько? Цитирую дословно: "Очень грязная подтасовка, смотрите не захлебнитесь в этой грязи. До встречи в суде". Иск к "Сибири" был подан в Бабушкинский районный суд. Кроме сумм по возмещению ущерба, причиненного двум автомобилям, в иск были включены проценты за каждый день просрочки платежа, а также расходы по оценке ущерба по двум автомобилям. Дело в том, что законом "О защите прав потребителей" предусмотрен штраф — 3% за каждый день просрочки, но не более цены услуги. Учитывая, что первый официальный отказ был мною получен еще в апреле, а с момента отказа по ГО прошло уже более двух месяцев, суммы штрафов оказались равными стоимости выплат по обоим рискам. Понятие морального вреда мне тоже хорошо знакомо, его я оценил в сумму 100 тыс. руб. Так что сумма иска оказалась довольно внушительной — $47,5 тыс. Предварительно мой адвокат обратился к судье с предложением о принятии обеспечительных мер по моему иску. Учитывая, что при благоприятном исходе ответчик будет обязан выплатить в пользу государства полную стоимость возмещения по иску, сумма возросла вдвое. И судья незамедлительно вынес определение суда на арест 3 млн руб. на счетах страховой компании. В канцелярии был выписан исполнительный лист, с которым я отправился в службу судебных приставов. Там выдали постановление об аресте этой суммы за подписью судебного пристава. Далее дело приняло неожиданный поворот: выяснилось, что ни на одном из пяти расчетных счетов СК "Сибирь" в Москве нет денег! А расчетного счета, который вместе с прочими реквизитами украшает мой страховой полис, просто не существует. Лишь из АКБ "Русь-банк" пришел ответ — банк ставил в известность, что арест наложен на остаток средств в размере 598 руб. 73 коп. С отчаяния я был готов ехать к офису "Сибири" самостоятельно описывать принадлежащие ей автомобили. Но тут мне пришла в голову мысль: в Москве находится лишь филиал компании, головная контора в Нижневартовске. Узнать их расчетные счета оказалось несложно, мне их сообщил один из страховых брокеров, продающих "сибирские" полисы. Я не поленился и слетал в Нижневартовск, и в одном из отделений Сбербанка мне посчастливилось заблокировать необходимую сумму. На предварительном собеседовании 2 сентября судья познакомился с истцом и ответчиком. Представители СК отказались признать иск, подготовив соответствующий отзыв. На вопрос о возможности мирного урегулирования конфликта ответили отказом, вслед за этим подали ходатайство о снятии мер. На том же собеседовании слушание дела по существу было назначено на конец ноября. О том, что в ближайшее время состоится еще одно, внеочередное, судебное заседание, где будет обсуждаться целесообразность мер по обеспечению иска, то есть о снятии ареста со счетов, я узнал совершенно случайно. Опасаясь, что ходатайство могут удовлетворить, мы с адвокатом составили частную жалобу. Только таким способом мы смогли бы приостановить отмену ареста, по крайней мере пока жалобу не рассмотрят в высшей судебной инстанции. На внеочередном заседании суд решил снять арест со счетов "Сибири", а слушание дела по существу с конца ноября перенести на 3 октября. Через несколько дней наша жалоба была зарегистрирована в канцелярии Бабушкинского суда и направлена в Мосгорсуд. Мосгорсуд жалобу отклонил, и арест со счетов "Сибири" был впоследствии снят. Заседание, намеченное на 3 октября, было отменено. Вместо него у меня состоялся разговор с начальником особого отдела "Сибири". Он пояснил, что к его услугам прибегают лишь в особо тяжелых случаях (по всей видимости, это как раз тот самый случай). Суть нашей с ним беседы такова: мы вам не заплатим, потому что, во-первых, дело это для СК прецедентное, а во-вторых, нам не нравится такое отношение. Я искренне удивился: о каком отношении идет речь, если со мной ни разу не пожелали поговорить и на мое письмо никто не ответил? В ответ я услышал, что тон моего письма был излишне резок. Затем последовало замечание, что, очевидно, я не настолько богат, чтобы судиться годами, и возрастающие судебные издержки мне попросту не осилить.
"Страховой полис — не индульгенция"
Мария Перфильева, управляющий партнер страховой брокерской компании "БОН Страхование":
— Основание для отказа в выплате, которое выдвинула страховая компания, ссылаясь на умысел страхователя и статью 963 ГК РФ, выглядит спорным. Очевидно, что следует различать умысел, направленный на нарушение ПДД, и умысел, направленный на причинение вреда. Нарушение ПДД, даже и умышленное, еще не означает, что страховой случай наступил вследствие умысла страхователя. Само по себе нарушение ПДД страховым случаем не является. Страховой случай — это причинение вреда в результате нарушения ПДД. Если бы страхователь специально подставил свою машину под удар, вот тогда можно было бы отказать в выплате на основании статьи 963 ГК.
Игорь Смиян, управляющий ЮК "На Трехпрудном":
— Страховая компания не вправе отказать клиенту в выплате, если административное нарушение произошло случайно. Например, если машину вынесло на встречную полосу вследствие гололеда. В данном случае нарушение ПДД было намеренным. И даже учитывая тот факт, что прямого умысла у клиента не было, косвенно он все же виноват в наступлении страхового случая. Страховой полис — не индульгенция, а страхование автогражданской ответственности не может покрывать все возможные нарушения ПДД. В противном случае все давно ездили бы по встречной. В любом случае, к условиям страхования нужно относится серьезно.
В статье приведена диаграмма "Вас обманывали страховщики?".
Вся пресса за 9 ноября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Автострахование, Страхование ответственности, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
9 января 2025 г.
|
|
Национальное аграрное агентство, 9 января 2025 г.
В России расширят список страховых событий для сельского хозяйства
|
|
Медвестник, 9 января 2025 г.
Страховщики назвали свою экспертизу наиболее релевантным методом оценки качества медпомощи
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Наводнения стали причиной 78% глобальных потерь в страховой отрасли в 2024 году
|
|
Эксперт Online, 9 января 2025 г.
Общемировой ущерб от стихийных бедствий в 2024 году достиг $320 млрд
|
|
РИАМО, 9 января 2025 г.
Долевое страхование: эксперт рассказал о ключевых рисках нового инструмента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Цены на коммерческое страхование упали впервые с 2017 года
|
|
Коммерсантъ онлайн, 9 января 2025 г.
Климат бьет по кошельку
|
|
71.мвд.рф, Тула, 9 января 2025 г.
Полиция Тульской области и «Тулэнерго» сообщает о новом виде мошенничества!
|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 9 января 2025 г.
Взносы страховых организаций Беларуси за январь-ноябрь 2024-го выросли на 17,9%
|
|
КрымPRESS, 9 января 2025 г.
Экспертное мнение: какие изменения планируются в сфере ОСАГО в 2025 году?
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 9 января 2025 г.
Как автовладельцам получить возмещение по ОСАГО онлайн, рассказали в Банке России
|
|
Парламентская газета, 9 января 2025 г.
Россиянам с 1 января начали продавать полисы долевого страхования жизни
|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 января 2025 г.
Страховщики и бизнес сталкиваются с растущей угрозой терроризма
|
|
Газета.Ru, 9 января 2025 г.
В России начали продавать новый вид страховок
|
|
Финмаркет, 9 января 2025 г.
В России на конец 2024 года количество действующих страховщиков составило 131
|
|
Российская газета, 9 января 2025 г.
Началась продажа полисов долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ, 9 января 2025 г.
Страховщики присматриваются к управлению
|
 Остальные материалы за 9 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|